К 2015 году авто будет готов.Например, звезда салона в Лос-Анджелесе Honda FCEV скрывает под своим обтекаемым кузовом пакет, который по сравнению с показанным в 2007 году FCX Clarity занимает на треть меньше места и при этом на 60% превосходит его по энергетической емкости. Поэтому топливные элементы удалось разместить под капотом вместо ДВС, а не вертикально за передней панелью салона, как в Clarity. Что, в свою очередь, позволило обойтись без переделки платформы, то есть появилась реальная возможность перевести на топливные элементы уже существующие модели. Кроме того, прототип, на базе которого построят серийные автомобили (ожидаются на дорогах США и Японии уже в 2015 году), проходит на одной заправке водородом 500 км, а сам процесс заправки занимает не более трех минут.
FCEV появился не на пустом месте, Honda с первых лет третьего тысячелетия очень активно занимается топливными элементами. В 2005 году FCX стал первым автомобилем такого типа, переданным в руки частного владельца, а в 2008-м первыми в мире японцы начали производство специально разработанной под топливные элементы модели Clarity.
Toyota, бесспорный лидер по части гибридных силовых установок, естественно, не стоит в стороне. Скептическое отношение к возможности эпохального рывка в технологиях литиевых аккумуляторов (как в плане энергетической емкости, так и в плане времени, необходимого на зарядку) заставляет японского автопроизводителя рассматривать топливные элементы как источник энергии на все времена. И главное, на любые расстояния. Запас хода показанного в Токио FCV Concept, по заявлению японских инженеров, составляет 500 км. В сравнении с показанным в 2008 году FCHV-adv энергетическая емкость пакета топливных элементов практически удвоилась, а суммарная мощность была доведена до 100 кВт (136 л.с.). Кроме того, японцы сделали электромотор более компактным и сократили количество элементов в пакете. Так что весь привод теперь умещается под полом, а в салоне могут разместиться четверо.
Чудеса рядом с нами.
Что касается стиля, японские дизайнеры утверждают, что их вдохновила идея превращения воздуха в воду. Именно это «чудо» и происходит внутри топливного элемента. Современная наука способна воспроизвести его неограниченное число раз, причем соответствующие затраты в последнее время сокращаются головокружительными темпами. Это подтверждает и приведенная на странице справа диаграмма. Представители Toyota даже считают, что прогнозы американского Министерства энергетики на будущее несколько завышены. Если верить их словам, в сравнении с 2007 годом производство автомобилей на топливных элементах сегодня обходится в десять раз дешевле. А к моменту запуска в производство первого серийного японского хэтчбека, то есть к 2015 году, себестоимость снизится еще в два раза. Таким образом, FCV можно будет приобрести примерно за $75000. Если же спрос будет достаточно большим, то есть если сходящие с конвейера автомобили начнут считать хотя бы тысячами, цена, само собой, еще ощутимо снизится.
Осторожный оптимизм.
Значит, все проблемы решены? И к 2020 году мы станем свидетелями, как медленно, но неуклонно выхлопные газы автомобилей, работающих на ископаемом топливе, уступят место легким и почти невидимым капелькам воды? Директор Toyota по разработкам Соичиро Окудаира в этом уверен, хотя на то, чтобы сделать топливные элементы максимально компактными, а главное, чтобы создать всю необходимую инфраструктуру, потребуется, по его словам, еще лет десять.
Но в этом и заключается главный вопрос. Ведь, какого прогресса ни добейся автомобильная отрасль, если не будут созданы мощности по производству водорода и сеть заправочных станций, получится не громкий бум, а очередной тихий пшик.
Добавить комментарий