Saurer 2DM — автомобиль парадоксальный. По меркам современной эргономики его интерьер просто спартанский. С виду он практически такой же, как и на «одногодках» — Tatra-138, Зий-130 и капотном Mercedes-Benz серии L. То есть никакой мягкой обивки, пластиковые только руль и некоторые рукоятки, а педали и вовсе напольные, и без резиновых накладок, как на советском ЗИЛ-157КД. Стеклоподъемники? Их здесь тоже нет. Хотите опустить стекло? Нужно потянуть за хромированный козырек внизу. Поднять? Почти так же, только вверх. Но обратите внимание — тут начинается самое интересное. Стекло на шарикоподшипниках, поэтому вверх и вниз оно двигается удивительно плавно и легко. А при необходимости надежно стопорится в любом положении. И на этом чудеса не заканчиваются! Невероятно, но ограничители дверей из толстой натуральной кожи. Это настоящая Швейцария, тут не экономят! Рычажок блокировки дифференциалов расположены под сдвижными кожухами. Чтобы их включить, нужно приложить усилие, потому случайно нарушить светомаскировку не получится.
ВДОЛЬ ОБОЧИНЫ
Но довольно разглядывать интерьер «гвардейца», пора за руль. Важнейшая деталь — у Saurer он справа! Как-то так сложилось, что до этого момента я никогда не управлял автомобилем с «неправильным» рулем. Ну не было в моей жизни ни «японцев», ни «англичан». Однако привыкнуть оказалось несложно. Да, под рулем — из полированной латуни. Рычаги управления моторным тормозом и делителем КПП — стальные, в чехле из особой пластмассы, похожей по тактильным ощущениям на резину. Даже руль из старого черного пластика не скользит в руках. Приятно! перестраиваться в левый ряд не очень удобно, зато обочину видно отлично! Это было важно при движении по горным дорогам Швейцарии и на убитой в хлам «бетонке» Запорожья пригодилось.
Управлять этим тяжелым грузовиком легко. Во-первых, высокая кабина с покатыми крыльями по бокам Забавно сделан блок управления вентиляцией-отоплением. Он покрашен в легкомысленный светло-зеленый цвет «молотковой» эмалью и снабжен модными в начале бох годов непрочными ручками из полиэтилена: одна, что характерно, уже подломлена. О военном предназначении в салоне напоминают только небольшие лампы подсветки, которые капота обеспечивает отличный обзор. Спереди, правда, есть большая мертвая зона, но это вопрос привычки. Во-вторых, здесь установлены усилители всего, что только можно усилить. Для начала бох годов — невероятная роскошь! Огромный руль оборудован гидроусилителем. Сцепление — пневмоприводом. Им же снабжена механическая коробка передач, и при каждом перемещении рычага или нажатии педали сцепления раздается забавное шипение. Передачи достаточно короткие, потому приходится пользоваться делителем, превращающим четырехступенчатую КПП в восьмиступенчатую.
Верхнее положение рычага делителя — нормальный ряд, нижнее — повышенный. «Полупередачу» выбирают заранее, затем нужно выжать и отпустить сцепление. Впрочем, на этом увлечение пневмоприводами не заканчивается — пневматические в этой машине даже дворники! Машина сделана с большим запасом прочности, потому тяжелая (7.1 тонны), благодаря чему на колдобинах и пере сеченной местности Saurer не «козлят» и не раскачивается. Хорош он и на слабом грунте. Постоянный полный привод позволяет не только проехать почти где угодно, но и тащить на буксире легкий грузовик. И это без включения понижающей передачи и на обычных дорожных шинах от ЗиЛ-130 (встали как «родные»). Обратная сторона медали — в большом расходе топлива: минимум 35 л на 100 км. Похоже, в Швейцарии для армии никогда ничего не жалели. Единственное, что меня несколько озадачило, так это резкие пневматические тормоза. Поначалу показалось, что у них есть только два режима — «тормозим» и «не тормозим». Пришлось привыкать…
Добавить комментарий