Швейцарский нож или швейцарские часы — давно устоявшиеся словосочетания. Но швейцарский автомобиль? А тем более грузовой… Бывает ли такое?
Швейцарское автомобилестроение никогда не отличалось большими объемами производства. Потому и автомобили с табличкой Swiss Made за пределами родины почти не встретишь, а уж на территории бывшего СССР таких машин, казалось бы, и вовсе быть не должно. Но чудеса случаются! Совершенно удивительным образом энтузиасты из запорожского музея «Фаэтон» обнаружили в одной из воинских частей приготовленные к списанию два армейских автомобиля родом из Швейцарии. Как они там оказались, точно выяснить не удалось. Скорее всего, приехали на Украину по линии гуманитарной помощи. Но главное в том, что оба «швейцарца» были похожи друг на друга как близнецы. Вся разница была в том, что одного звали Saurer, а другого — Вегпа.
Почему две почти одинаковые машины носят разные названия? Чтобы ответить на этот вопрос, придется вернуться в самый конец XIX века. Именно тогда, еще на заре авто мобильной эры, швейцарский моторостроительный завод Saurer, принадлежавший Адольфу Зауреру, решил попробовать себя в производстве автомобилей. Очень скоро оказалось, что лучше всего у него получаются грузовики. А дальше подтянулись армейские заказы, и дело пошло. Позже, уже в 1929 году, Заурер приобрел фирму Вегпа. А еще через 10 лет автомобили обеих швейцарских торговых марок стали практически идентичны. Герой моего рассказа появился на свет в 1964 году.
В соответствии с традициями этот полноприводный грузовик грузоподъемностью в 4.9 тонны продавался сразу под двумя названиями — Вегпа 2VM и Saurer 2DM. Дизайн был подчеркнуто консервативным, ибо предполагалось, что основными покупателями станут строители, коммунальные хозяйства и военные. Автомобиль получился очень прочным и надежным. Но, к сожалению, он оказался сложным и дорогим, из-за чего спрос на него за пределами Швейцарии был небольшим. В неизменном виде модель 2DM/2VM выпускалась до 1976 года. Сама же фирма, не выдержав конкуренции, прекратила производство грузовиков в 1986 году.
Время, украинские дороги и солдаты-срочники не пощадили ни Вегпа, ни Saurer. Оба автомобиля находились в плачевном состоянии, в результате чего из двух пришлось сделать один. Вегпа стал донором, a Saurer 2DM после реставрации был перекрашен в цвета вермахта и теперь участвует в реконструкциях на стороне, естественно, Германии. Выглядит он очень даже «антикварным». А о том, что это грузовик из бох годов прошлого века, догадается, может быть, лишь один знаток из тысячи.
ВОЕННОЕ ПРОШЛОЕ
Конструкция машины прямо намекает на ее военное назначение. Сразу бросается в глаза расположенный за бампером массивный корпус масляного фильтра. Солидное оребрение позволяет ему частично исполнять роль масляного радиатора. Лебедка с усилием в шесть тонн установлена сзади — Saurer 2DM часто служил артиллерийским тягачом. А если понадобится выбраться из грязи, то лебедочный трос длиной 60 метров можно перекинуть через систему блоков вперед. Для этого в крыле есть специальное отверстие. Еще одно напоминание, что автомобиль не гражданский, — люк в крыше с возможностью установки турели для пулемета.
Под длинным капотом располагается рядный шестицилиндровый дизель собственной конструкции с непосредственным впрыском. ТНВД не покупной, как часто бывает, а оригинальной разработки Saurer. Рабочий объем мотора — 8.1 литра. Мощность относительно небольшая — 130 л. с. при 2200 об/мин (крутящий момент — 480 Нм при 1300 об/мин), что неудивительно, поскольку эпоха повального увлечения турбонаддувом тогда еще не наступила. Трансмиссия, которая в сумме дает 16 передач, обеспечивает диапазон скоростей от 3.5 до 75 км/ч. Привод — постоянный полный, задний и центральный дифференциалы можно заблокировать. Машина оснащена сложной пневмосистемой с влагомаслоотделителем, которая приводит в действие барабанные тормоза и сервомеханизмы.
Добавить комментарий