В наше время два десятилетия — это почти век! У кого в первой половине 1990-х были мобильные телефоны? Мы, радуясь невиданному техническому прогрессу, смотрели фильмы на видеокассетах, не представляли себе, что такое iPad, а толъяттинская «девятка» была мечтой для многих, даже для тех, кто сегодня вспоминает ее с презрением. Но в то же время охаянные теперь так называемые лихие девяностые были эпохой творческих порывов и надежд, пусть чаще всего и наивных. Причем, признаемся, надежды эти питали не только тех, кто все-таки пытался что-то делать, но и тех, для кого предпринимались эти попытки. Ижевский автозавод не исключение. Хотя и в советские времена он был, пожалуй, самым несчастным из всех автомобильных заводов. Ведь предприятие подчинялось не Минавтопрому, а ведомству, для которого танки и прочая стреляющая техника были куда важней легковых автомобилей. Даже запуск в производство модификаций «Москвича-412», фургона и хетчбэка, ижевцы пробили с большим трудом. А уж принципиально новые модели 1960-х — 1970-х, в том числе полноприводный «Иж-14», так и остались в единичных опытных образцах.
Первая по-настоящему новая серийная модель завода, «Иж-2126», шла к конвейеру долго и мучительно. Ее создавали как дешевый автомобиль классической компоновки (тогда казалось, что именно она лучше всего подходит для наших дорог и бездорожья), максимально унифицированный с серийным «412-м». В результате, правда, от «Москвича» остался, по сути, лишь двигатель.
Первый прототип был готов в 1982 году, но мелкосерийное производство «Иж-2126 Орбита» начали только в 1990-м. Страна, в которой это произошло, была уже совсем другой. Поначалу дешевый автомобиль вызвал заметный интерес у не самых обеспеченных покупателей. Но ситуация очень быстро изменилась: небогатые стремительно превращались в бедных, а те, кому удавалось разбогатеть, смотрели в сторону более престижных отечественных, а то и импортных машин. В середине 1990-х завод, понаделав некомплектных автомобилей, практически встал. Но именно в те годы в Ижевске с удивительным упорством начали создание модели, которая, по крайней мере теоретически, могла бы оживить предприятие. Ну или хотя бы помочь этому.
«Ода» четырем ведущим В те годы автомобиль еще звали «Орбита». «Одой» он стал в самом конце 1990-х, когда новые хозяева всерьез взялись за возрождение завода. А пока ижевская тюнинговая компания «Норма-Авто» начала работы по полноприводной версии «Иж-2126». Подобных фирм в те годы по всей стране расплодилось немало. Они в той или иной степени успешно предлагали улучшенные варианты стремительно стареющих морально отечественных моделей.
Идею привязки к кузову «Иж-2126» заднего, переднего или полного привода закладывали еще на стадии проектирования машины. На заводе были апологеты машин со всеми ведущими колесами, в том числе тогдашний заместитель главного конструктора А. С. Кондрашкин, некогда создававший, кстати, трансмиссию для «Иж-14». Интерес к полноприводным автомобилям в стране всегда был велик и постоянно подогревался и климатом, и нашими так называемыми дорогами. А купить простой обыватель мог лишь тесную и прожорливую «Ниву» или еще более прожорливый, при этом ломкий и некомфортный, «уазик». Зато в потоке иномарок, хлынувших в страну, все больше появлялось машин со всеми ведущими. Это тоже вдохновляло инженеров начала 1990-х. Итак, примерно в 1990-м к мотору УЗАМ или ВАЗ и стандартной омской коробке передач пристыковали оригинальную «раздатку» без понижающей передачи. Учитывая опыт эксплуатации «Нивы» с ее вечными и практически неизлечимыми вибрациями, между коробками поставили жесткий тоннель. Сзади стоял стандартный жесткий мост, спереди к подрамнику прикрепили редуктор «Нивы» с нивовскими же укороченными приводами. Вся эта нехитрая, в об щем, конструкция вполне успешно поехала, что и вдохновило ижевских инженеров на ее совершенствование.
В поисках достойного двигателя, способного прилично ускорять полноприводный автомобиль, помимо ВАЗ-2106 пробовали 1,7-литровый 76-сильный карбюраторный агрегат «Нивы», а также 1,8-литровый двигатель BA3-2130 мощностью 80 л.с. (его ставили на мелкосерийные удлиненные BA3-2131). Пробовали даже мотор ВАЗ-21084 от семейства «Самара». Этот 84-сильный 1,6-литровый агрегат малыми партиями выпускало опытное производство ВАЗ. На «Иже» его поставили продольно. Передаточные числа коробки для полноприводной машины надо было менять. Главные пары переднего и заднего редукторов сделали одинаковыми — 3,9, до этого сзади была пара 4,22. В передних приводах применили шарниры от ВАЗ-2108. Работали одновременно в двух направлениях, предполагая как дорожную (эдакий российский Subaru), так и более серьезную, чем первые прототипы, внедорожную версию. Испытывали дифференциалы повышенного трения и даже вискомуфту, спроектировали и построили раздаточную коробку с понижающей передачей 1:2,135.
Добавить комментарий